Переверни телефон

Кратко про гидрофойл. Где появился и как работает

  • /
  • /
Помните, как герои легендарного творения Роберта Земекиса «Назад в будущее» лихо рассекали на летающих досках? Многие мечтали когда-нибудь прокатиться на такой, и надо сказать, что немало умов трудилось над созданием такого развлечения и продолжает по сей день. А вот «полетать» над водой можно уже сегодня. Некоторые любители экстремального уже успели оценить, что такое гидрофойл, а вот в массы ему только предстоит пойти. И это несмотря на то, что кажущемуся новомодным приспособлению на самом деле уже больше века. Удивительно, но фойлинг помогал «взлетать» не только спортсменам, но и настоящим военным кораблям!

Когда появились первые доски с «подводными крыльями»

Начнем с того, что фойл — это подводное крыло. Оно крепится к нужному судну, будь то доска, кни-борд, водные лыжи или корабль, и при определенной скорости поднимает его над водой и дает возможность двигаться с большой скоростью. Звучит фантастически? А что вы скажете на то, что идею такого приспособления выдвинули еще в 1897 году?

Это был граф де Ламбер, который стремился заставить взлететь катамаран. Утверждалось даже, что у него это получилось. Но специалисты считают, что катамаран взмыл над водой по другим причинам. Однако идеи графа положили начало изобретению фойлов.

Уже через год итальянский изобретатель Форланини представил публике корабль с подводным крылом, который на самом деле парил над поверхностью воды.

Как водится, новаторством мгновенно заинтересовались военные. Эти ребята всегда быстро учатся использовать все в собственных целях. Поэтому уже с 40-х годов прошлого века корабли на подводных крыльях появились в крупнейших армиях мира. И ничего удивительного, ведь в те времена довольно медленных скоростей возможность разогнать судно до 100 километров в час превращала хозяев таких «корабликов» практически во властелинов морей!
Мирно служить на благо людей гидрофойл начал в 60-х годах.
Тогда его додумались соединить с разными приспособлениями для водных видов спорта. То есть этот период можно считать временем рождения «крылатой» доски.

1

КАК ИЗМЕНЯЛАСЬ КОНСТРУКЦИЯ ГИДРОФОЙЛА: ОТ ПЕРВЫХ ДО СОВРЕМЕННЫХ

Материалами для первых гидрофойлов служили дерево и фанера. Сегодня их заменили углепластик и алюминий. В остальном конструкция особых изменений не претерпела, поскольку изменяться там, собственно, нечему — она предельно проста. Это только со стороны кажется, что перед вами нечто из области фантастики.

Гидрофойл для серфа состоит из:

  • мачты,
  • стабилизатора,
  • гидрокрыла.
Конструкция крепится непосредственно к доске. Ранее гидрофойлы представляли собой единое целое с шортбордом. Теперь же за счет специального крепления их можно переставлять на разные доски, что очень удобно.
Осталось разобраться с самой главной «магией» — каким же образом эта странная конструкция может лететь?
    Конечно, волшебство здесь не при чем, исключительно мощь человеческого мозга! Нас уже давно не удивляют летающие самолеты, а гидрофойл работает ровно по тому же принципу. Разница только в том, что он находится в воде, а не в воздухе.

    Профиль гидрокрыла повторяет крыло самолета. И движется оно ровно по тому же принципу, сформулированному ученым Бернулли. Если мы возьмем поток воздуха или воды, то давление внутри него будет тем меньше, чем выше скорость. Согласно гидродинамике, поток воды над крылом проходит большее расстояние, чем за то же время поток под крылом. В результате давление сверху уменьшается, возникает подъемная сила, которая и заставляет гидрофойл взмывать ввысь.

    Отсюда следует, что для начала «полета» снаряду надо придать ускорение. Обычно этим занимается катер, парус. Современные умельцы создают модели гидрофойлов, оснащенные собственными моторами. С их помощью райдер становится автономным «летчиком».

    2

    ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕРФЕ С ПОДВОДНЫМИ КРЫЛЬЯМИБотинки

    Путешествовать за счет энергии волн достаточно легко, но встать на доску и сразу ринуться в бой не получится — сначала надо приспособиться к новому способу движения. Новичкам рекомендуют устанавливать гидрофойл ближе к носу, а со временем, когда появится опыт, перемещать в наиболее удобное положение.

    Опорная нога — передняя. Она регулирует высоту подъема над волной. Если давить ею, доска станет погружаться в воду, если задней ногой — взлетать над волнами.

    Нельзя забывать о том, что лучший экстрим должен быть максимально безопасным. Гидрофойл предполагает довольно серьезные скорости, поэтому получить травму при падении и надолго выбыть из мира спортивных развлечений — проще простого. Чтобы избежать этого, используйте средства защиты: шлем, спасательный жилет.

    Гидрофойл — очень интересная вещь, его точно ждет большое будущее в сфере водных видов спорта. Поэтому начинаем осваивать уже сейчас и ждем впечатляющих новинок.

    Автор: Роман Баулин